Цепь ГРМ: все, что нужно знать владельцу автомобиля
26.10.2023
Привод авто может включать в себя ремень или же цепь. По эксплуатационным характеристикам, а именно параметру надежности, выигрывают цепи - они выходят из строя не так часто. Чаще всего металлические цепи используются в газораспределительных механизмах. В них цепи отвечают за передачу вращательного момента от коленвала распределительному валу. В этой статье мы остановимся на вопросах устройства цепи ГРМ, наиболее часто встречающихся неисправностях, а также алгоритме выбора новой цепи ГРМ в случае выхода старой из строя.
В ГРМ может использоваться несколько типов передач. К сожалению, без приводных устройств обойтись не выйдет - именно на них возложена задача по синхронизации распредвала и коленвала. Для синхронизации в газораспределительном механизме могут применяться такие передачи:
Ну, а пока немного о передачах…
В ГРМ может использоваться несколько типов передач. К сожалению, без приводных устройств обойтись не выйдет - именно на них возложена задача по синхронизации распредвала и коленвала. Для синхронизации в газораспределительном механизме могут применяться такие передачи:
Этот тип передачи появился раньше других. Она характеризуется высокой степенью надежности и отличается хорошим эксплуатационным ресурсом. Отдельно следует отметить непривередливость передачи в обслуживании. Однако, не лишено данное устройство некоторых недостатков. Так, шестеренчатая передача отличается низкооборотностью, довольно шумная и массогабаритные характеристики устройства не особо впечатляют. По этим причинам шестеренчатая передача практически не используется сегодня при оснащении современного авто. Правда, она еще встречается в некоторых транспортных средствах, а именно в дизельных TD от концерна Nissan.
Сравнительно с вышеупомянутой эта передача отличается сравнительно меньшим весом, работает тише и крайне проста в обслуживании. С цепью в таком тандеме работают успокоитель, гидронатяжитель, а также звездочки. Соответственно используемая система крайне проста и при этом надежная. Такая передача пользовалась популярностью до конца 20 века, однако с течением времени она несколько устарела и ей на смену пришла ременная передача.
Эта передача была популярной до конца первого десятилетия 21 века. Такой механизм включает в себя 1 или же несколько ремней, 1 или несколько роликов, натяжитель и некоторые другие элементы конструкции. Конструкция по сути такая же, как и в случае с цепным приводом. Отличие заключается лишь в габаритах деталей и наличии ремня или нескольких ремней. Такой механизм характеризуется низкой шумностью работы и потому максимально комфортен в использовании. Такой привод также отлично “сочетается” с V-образным, двураспредвальным и оппозитным моторами. При наличии турбонаддува ременная передача также хорошо вписывалась в конструкцию ГРМ. Среди недостатков такой конструкции можно отметить невысокую механическую прочность, низкую защищенность от воздействия химически агрессивных сред и температурных перепадов. Однако сегодня ременной привод “уходит” в историю и его вытесняет цепной привод.
Преимущества и недостатки цепных передач
Вариантов исполнения передач - 3, правда шестеренчатую передачу можно уже все же списать со счетов. Ее уже не применяют в современных агрегатах. А вот касательно цепной и ременной передачи, а точнее того, что из них лучше до сих пор ведутся споры. Инженеры сходятся в мнении, что цепи лучше показывают себя там, где механизм, отвечающий за синхронизацию валов, находится под влиянием больших нагрузок и оказывается слабо защищенным от воздействия различных внешних факторов. Довольно высокий уровень шума во время работы является своего рода “платой” за надежность устройства. Среди особенностей цепных передач можно выделить:
Отдельно стоит отметить и недостатки такого механизма. Цепи отличаются сложностью изготовления – их конструкция относительно сложная, также они довольно требовательны к используемым материалам и соблюдению технологии производства. Это оказывает влияние на вес изделия - цепи довольно тяжелые, однако для городского авто вес особой роли не играет. Другое дело - гоночное авто, тут каждый грамм на счету.
Какие цепи ГРМ бывают?
Сразу акцентируем внимание на том, что мы не будем вдаваться в подробности, касающиеся особенностей устройства и типов газораспределительных механизмов. Отметим лишь то, что разные ГРМ имеют разный КПД, отличаются оснащением и, соответственно, имеют разную устойчивость к нагрузкам. По мере появления новых систем газораспределения поддавались изменениям и требования и к цепному приводу. Сегодня существует 2 вида цепей ГРМ:
Такие цепи включают ролики, которые соединяются между собой пластинами и штифтами. В существующих зазорах могут проходить зубцы звездочек - это и обеспечивает зацепление и дальнейшую передачу крутящего момента. Такие цепи могут быть однорядными и двухрядными (используются преимущественно в низкооборотных моторах).
Они появились в ответ на повышение требований к оборотистости. Такие цепи состоят из большого количества пакетов пластин, которые соединены между собой штифтами. Роликов в такой конструкции нет. При изгибе такие цепи образуют зубцы на своем внутреннем радиусе, они же сцепляются с зубцами звездочек распредвала и коленчатого валов. “Благодарить” за огромный эксплуатационный ресурс цепи могут правильное распределение нагрузок и максимизацию площади рабочей поверхности. Еще одним преимуществом является низкий уровень шума. Правда, ни в коем случае нельзя забывать о качестве моторного масла - к нему предъявляются высокие требования.
Требования к моторным маслам
Состояние цепей и смежных с ними элементов зависит от качества и состояния моторного масла. Так, игнорирование регламента замены масла может стать причиной поломок в авто. При использовании цепного привода применение масла низкого качества или же использование загрязненного масла может наблюдаться быстрый износ шестерен. Чтобы не допустить этого следуйте правилам:
Какие неисправности цепей ГРМ бывают?
Цепной привод характеризуется высоким эксплуатационным ресурсом и высокой устойчивостью к перегрузкам, однако несмотря на это он нуждается в обслуживании и периодической замене отдельных частей. Ресурс цепи ГРМ в случае правильного подбора составляет 250-350 тыс км пробега. Однако эти цифры “действительны” только в случае своевременной замены моторного масла. Что касается неисправностей, то чаще всего собственники авто сталкиваются с такими проблемами, как:
Чаще всего для проведения диагностики приходится обращаться к специалистам. Они могут “считать” данные с датчиков авто, выявить проблему сдвига фаз газораспределения, определить является ли цепь источником “бед” и т.д. Правда, довольно часто не приходится прибегать даже к компьютерной диагностике, определить проблему часто можно при помощи визуального осмотра. Если цепь провисает, тогда избежать работы с элементами цепного привода не выйдет.
Автолюбителям следует быть очень внимательными и прислушиваться к работе газораспределительного механизма. Если в процессе эксплуатации авто слышен лязг металла, дребезжание и т.д., тогда следует обязательно нанести визит на СТО. Желательно не затягивать с ТО впринципе и не дотягивать до “критичной отметки”, а проверять состояние цепи каждые 100 тысяч км. пробега. Также внимательное отношение к уровню масла в системе позволит избежать таких проблем, как выход из строя успокоителя, гидронатяжителя, износ башмака, истирание зубьев и т.д.
Если же время пришло и ремонт уже не поможет, тогда надо покупать новую цепь.
Как выбрать новую цепь ГРМ
Купить новую цепь ГРМ несложно. Лучше всего (надежнее) выполнять поиск по VIN-коду, так точно ошибка будет исключена. Однако, это не единственный вариант - поиск можно осуществлять также по параметрам своей машины. Какой из вариантов лучше каждый решает сам для себя.
А вот купить качественную цепь ГРМ можно в нашем интернет-магазине “Авторадости”. У нас есть:
Цепь ГРМ – это очень “живучий” элемент приводной системы транспортного средства, проблемы с ним появляются не так уж часто. За все время эксплуатации авто его собственнику часто приходится менять цепь один, максимум 2 раза (однако тут все индивидуально). Правда с учетом того, что на рынке есть множество автомобильных комплектующих от недобросовестных производителей и упаковщиков, найти качественную цепь высокого качества становится все труднее. Чтобы приобрести качественное оригинальное изделие по доступной цене обращайтесь в наш магазин. У нас вся продукция оригинальная и на онлайн-полках представлены варианты от разных брендов, среди которых Blue Print, FEBI, HEPU, INA, SKF, SWAG. Кстати в нашем каталоге есть и моторные масла от проверенных брендов, поэтому в одном заказе можно оформить сразу все.
Читать другие новости...