Какие функции выполняет моторное масло в автомобиле, помимо смазки?
13.07.2023
Моторное масло в процессе эксплуатации авто отвечает не только за смазку двигателя, но и берет на себя выполнение ряда других, не менее важных, задач. В этой статье мы рассмотрим их, а также остановимся на проблемах, которые могут возникнуть в результате использования масел низкого качества.
Моторное масло призвано создавать масляную пленку между поверхностями компонентов двигателя, которые соприкасаются друг с другом, сводя к минимуму возникающее трение между ними. В смазке нуждаются кулачки и толкатели, поршневые кольца, головки цилиндров, коренные подшипники, подшипники коленчатого и распределительного валов.
Что касается энергии, то она теряется совсем немного.
Производитель соответствующего двигателя указывает соответствующую вязкость масла в инструкции по эксплуатации автомобиля. Покупать масло другой вязкости не рекомендуется, поскольку это может стать причиной износа двигателя.
Итак, какие функции все же выполняет моторное масло:
Отвод тепла
Система охлаждения в авто не может охладить все части двигателя, за отвод тепла от поршня, колец, подшипников коленчатого и распределительного валов отвечает моторное масло. Данные способности жидкости особо важны в современных авто, где установлены, как правило, уменьшенные ДВС (они достигают значительно большей мощности и крутящего момента на единицу объема, чем двигатели предыдущего поколения).
Уплотнение колец и поддержание оптимального уровня давления в процессе сгорания
Масло за счет того, что оно распыляется на поршневые кольца и гильзы цилиндров, предотвращает попадание отходящего газа из камеры сгорания в картер, и не допускает снижение мощности двигателя.
Содержание двигателя в чистоте
Конечно, помыть двигатель изнутри, растворить все образовавшиеся отложения и обеспечить работу двигателя на высочайшем уровне масло не в состоянии. Ну не бывает так, что масло захватывает все частички грязи, несет их к фильтру и затем, очистившись несет их дальше - это может быть исключительно в случае, когда загрязнений слишком много. Мелкие частицы же остаются в системе и продолжают циркулировать. В этой ситуации масло должно предотвращать их оседание на поверхности - при этом оно должно сохранять свои свойства вне зависимости от концентрации этих загрязнений. Стоит отметить, что в таком случае главным “врагом” будет сажа (если купить масло высокого качества от проверенного производителя, то вы с ней справитесь легко - такие масла отличаются высокой диспергирующей способностью, то есть способностью поглощать сажу, транспортировать ее и не давать слипаться в большие "комки" или образовывать более мощные отложения).
Воздействие на производительность и расход топлива
Использование масел с низкой вязкостью призвано минимизировать трения между соединенными компонентами двигателя. Благодаря этому увеличивается мощность и крутящий момент и, соответственно, уменьшается потребление топлива. Это, в свою очередь, приводит к повышению эффективности двигателя. Однако трение – это не все. Если масло подобрать правильно, то можно заметно повысить производительность двигатель или же существенно снизить расход топлива. Это может иметь место в автомобилях, в которых много оборудования регулируется давлением масла.
Защита систем очищения выхлопных газов
Большинство производителей масел использует сегодня при производстве сажевые фильтры. К сожалению, традиционные фильтрующие элементы, которые чаще всего используются в пакетах присадок к маслу, повреждают фильтр, необратимо забивая его пористую структуру сульфатной золой, которую невозможно удалить. По этой причине дизельные двигатели с сажевыми фильтрами (DPF, FAP) требуют использования специальных масел нового поколения.
Защита от LSPI в бензиновых двигателях
Несмотря на то, что уменьшенные в объеме двигатели демонстрируют хорошую производительность, есть определенные риски сопряженные с сокращением сроков эксплуатации оборудования. В диапазоне низких оборотов (1500-2000 об/мин) при высокой нагрузке на двигатель и использовании большого объема воздуха возникает явление, которое называется LSPI (Low Speed ??Pre-Ignition - низкоскоростное преждевременное зажигание). Другими словами, это имеет место в том случае, когда топливно-воздушная смесь воспламеняется во время такта сжатия, происходящего до фактического воспламенения, инициированного искрой от свечи зажигания. Преждевременное воспламенение возникает по причине наличия тлеющих частиц масла или горящим избытком горючего в камере сгорания. Это явление ведет к ударам гильзы поршня о гильзу цилиндра, что влечет за собой возникновение серьезных повреждений двигателя. Также в случае возникновения высоких нагрузок на двигатель, а также при высоких требованиях к мощности, при прямом впрыске горючее и воздух не смешиваются идеально и создаются зоны избытка горючего. Как результат - в процессе сгорания образуется сажа. Ее образование приводит к необходимости использования специальных сажевых фильтров (GPF). Сажа из камеры сгорания также попадает в масло и загрязняет его. Это, в свою очередь, требует повышения способности масла диспергировать сажу, чтобы уменьшить эффект увеличения остатков загрязнений (если этого не будет, то производить замену моторного масла придется значительно чаще).
Защита от износа цепи газораспределительного механизма
За последние пару лет стало очевидно, что большое количество сажи в масле является причиной снижения эксплуатационного ресурса цепей ГРМ. Сажа выступает абразивом на штифтах цепи, что приводит к ее удлинению. Как результат, это может вывести двигатель из строя по причине перескакивания зубчатого колеса. Правильно подобранное масло минимизирует риски отложение сажи на звеньях цепи и, таким образом, защищает и ее, и весь двигатель. Следует отметить, что это касается не только дизельных двигателей, но и бензиновых двигателей с непосредственным впрыском.
Это не полный перечень функций моторного масла. Когда речь идет о старых двигателях, то тут не обязательно использовать “современные” масла (если этого не требует производитель). А в целом, развитие технологий, в том числе и при производстве систем очистки выхлопных газов в автомобиле накладывает специфические требования, пренебрежение которыми обычно приводит к сокращению срока службы силового агрегата, системы очистки выхлопных газов, а также к ухудшению эксплуатационных характеристик и увеличению расхода горючего.
Что касается периодичности замены, то менять масло в двигателе нужно каждые 10 или 15 тыс. км либо не реже чем раз в год. А купить качественное моторное масло Вы можете в нашем интернет-магазине “Авторадости”. В нашем онлайн-каталоге есть масла от Comma, ELF, Eneos, Fuchs, KROON OIL, LIQUI MOLY, Mannol, Meguin, Mobil и не только (есть масла разной вязкости, в том числе масла 10W-30, 10W-40, 15W-50, 20W-40). У нас Вы можете заказать:
Моторное масло призвано создавать масляную пленку между поверхностями компонентов двигателя, которые соприкасаются друг с другом, сводя к минимуму возникающее трение между ними. В смазке нуждаются кулачки и толкатели, поршневые кольца, головки цилиндров, коренные подшипники, подшипники коленчатого и распределительного валов.
Что касается энергии, то она теряется совсем немного.
Производитель соответствующего двигателя указывает соответствующую вязкость масла в инструкции по эксплуатации автомобиля. Покупать масло другой вязкости не рекомендуется, поскольку это может стать причиной износа двигателя.
Итак, какие функции все же выполняет моторное масло:
Система охлаждения в авто не может охладить все части двигателя, за отвод тепла от поршня, колец, подшипников коленчатого и распределительного валов отвечает моторное масло. Данные способности жидкости особо важны в современных авто, где установлены, как правило, уменьшенные ДВС (они достигают значительно большей мощности и крутящего момента на единицу объема, чем двигатели предыдущего поколения).
Масло за счет того, что оно распыляется на поршневые кольца и гильзы цилиндров, предотвращает попадание отходящего газа из камеры сгорания в картер, и не допускает снижение мощности двигателя.
Конечно, помыть двигатель изнутри, растворить все образовавшиеся отложения и обеспечить работу двигателя на высочайшем уровне масло не в состоянии. Ну не бывает так, что масло захватывает все частички грязи, несет их к фильтру и затем, очистившись несет их дальше - это может быть исключительно в случае, когда загрязнений слишком много. Мелкие частицы же остаются в системе и продолжают циркулировать. В этой ситуации масло должно предотвращать их оседание на поверхности - при этом оно должно сохранять свои свойства вне зависимости от концентрации этих загрязнений. Стоит отметить, что в таком случае главным “врагом” будет сажа (если купить масло высокого качества от проверенного производителя, то вы с ней справитесь легко - такие масла отличаются высокой диспергирующей способностью, то есть способностью поглощать сажу, транспортировать ее и не давать слипаться в большие "комки" или образовывать более мощные отложения).
Использование масел с низкой вязкостью призвано минимизировать трения между соединенными компонентами двигателя. Благодаря этому увеличивается мощность и крутящий момент и, соответственно, уменьшается потребление топлива. Это, в свою очередь, приводит к повышению эффективности двигателя. Однако трение – это не все. Если масло подобрать правильно, то можно заметно повысить производительность двигатель или же существенно снизить расход топлива. Это может иметь место в автомобилях, в которых много оборудования регулируется давлением масла.
Большинство производителей масел использует сегодня при производстве сажевые фильтры. К сожалению, традиционные фильтрующие элементы, которые чаще всего используются в пакетах присадок к маслу, повреждают фильтр, необратимо забивая его пористую структуру сульфатной золой, которую невозможно удалить. По этой причине дизельные двигатели с сажевыми фильтрами (DPF, FAP) требуют использования специальных масел нового поколения.
Несмотря на то, что уменьшенные в объеме двигатели демонстрируют хорошую производительность, есть определенные риски сопряженные с сокращением сроков эксплуатации оборудования. В диапазоне низких оборотов (1500-2000 об/мин) при высокой нагрузке на двигатель и использовании большого объема воздуха возникает явление, которое называется LSPI (Low Speed ??Pre-Ignition - низкоскоростное преждевременное зажигание). Другими словами, это имеет место в том случае, когда топливно-воздушная смесь воспламеняется во время такта сжатия, происходящего до фактического воспламенения, инициированного искрой от свечи зажигания. Преждевременное воспламенение возникает по причине наличия тлеющих частиц масла или горящим избытком горючего в камере сгорания. Это явление ведет к ударам гильзы поршня о гильзу цилиндра, что влечет за собой возникновение серьезных повреждений двигателя. Также в случае возникновения высоких нагрузок на двигатель, а также при высоких требованиях к мощности, при прямом впрыске горючее и воздух не смешиваются идеально и создаются зоны избытка горючего. Как результат - в процессе сгорания образуется сажа. Ее образование приводит к необходимости использования специальных сажевых фильтров (GPF). Сажа из камеры сгорания также попадает в масло и загрязняет его. Это, в свою очередь, требует повышения способности масла диспергировать сажу, чтобы уменьшить эффект увеличения остатков загрязнений (если этого не будет, то производить замену моторного масла придется значительно чаще).
За последние пару лет стало очевидно, что большое количество сажи в масле является причиной снижения эксплуатационного ресурса цепей ГРМ. Сажа выступает абразивом на штифтах цепи, что приводит к ее удлинению. Как результат, это может вывести двигатель из строя по причине перескакивания зубчатого колеса. Правильно подобранное масло минимизирует риски отложение сажи на звеньях цепи и, таким образом, защищает и ее, и весь двигатель. Следует отметить, что это касается не только дизельных двигателей, но и бензиновых двигателей с непосредственным впрыском.
Это не полный перечень функций моторного масла. Когда речь идет о старых двигателях, то тут не обязательно использовать “современные” масла (если этого не требует производитель). А в целом, развитие технологий, в том числе и при производстве систем очистки выхлопных газов в автомобиле накладывает специфические требования, пренебрежение которыми обычно приводит к сокращению срока службы силового агрегата, системы очистки выхлопных газов, а также к ухудшению эксплуатационных характеристик и увеличению расхода горючего.
Что касается периодичности замены, то менять масло в двигателе нужно каждые 10 или 15 тыс. км либо не реже чем раз в год. А купить качественное моторное масло Вы можете в нашем интернет-магазине “Авторадости”. В нашем онлайн-каталоге есть масла от Comma, ELF, Eneos, Fuchs, KROON OIL, LIQUI MOLY, Mannol, Meguin, Mobil и не только (есть масла разной вязкости, в том числе масла 10W-30, 10W-40, 15W-50, 20W-40). У нас Вы можете заказать:
Читать другие новости...