Рабочее время:   Колл-центр: ПН-СБ - с 09:00 до 19:00, ВС - з 10:00 до 17:00

Антифриз – из чего он состоит, для чего нужен и зачем его надо регулярно менять

30.09.2021
Ранее системы охлаждения проверялись обычно накануне зимы. Это делалось с целью убедиться, что в системе находится достаточно антифриза, и его цветовой код совпадает с необходимым. В таком случае вода внутри двигателя не замерзнет, ее объем не увеличится, а также она не сможет навредить компонентам двигателя, если температура упадет. Сейчас ситуация стала сложнее. Теперь невозможно заменять антифриз, глядя на его цвет.

Рассмотрим основную информацию о современной охлаждающей жидкости и ее замене. Если использовать загрязненный или неподходящий антифриз, это приведет к эрозии двигателя и другим повреждениям.

Для чего нужен антифриз


В автоиндустрии охлаждающая жидкость решает сразу 3 задачи:
  • Предотвращает замораживание жидкости внутри двигателя и системы.
  • Защищает двигатель от сгорания изнутри, предотвращает коррозию.
  • Сохраняет смазочные свойства моторного масла. Ограничивает расширение устройства от тепла.

  • Двигатели способны сжигать топливо, чтобы выделять энергию и мощность, но только треть топлива нужна именно для движения. Другая часть превращается в избыток тепла. 50% тепла выделяется в атмосферу с помощью системы выпуска. Вторая часть тепла необходимая для нагрева компонентов двигателя. Чтобы поглотить достаточное количество избыточного тепла, которое содержится в двигателе, необходим жидкий носитель тепловой энергии. Он циркулирует по системе охлаждения, передает тепло радиатору. Последний выделяет его в атмосферу, используя охлаждающие пластины.

    Состав охлаждающей жидкости


    В составе антифриза лежат 3 компонента:
  • вода – 50%;
  • базовая жидкость – 45%;
  • добавки – 5%.
  • Рассмотрим их назначение подробнее.

    Вода

    Эффективный проводник тепла. Однако именно она чаще всего вызывает потенциальные проблемы – замерзает при температуре 0 градусов и закипает при 100. К тому же у воды нет смазочных свойств, и она не способна защитить от коррозии.

    Важно, чтобы в системе охлаждения не использовалась жесткая вода. В составе водопроводной есть хлорные соединения, которые часто становятся причиной коррозии. К тому же такая вода имеет в своем составе кальций и магний, которые оседают на поверхности системы. Эта жидкость не подойдет в качестве охлаждающего вещества, так как закупоривает радиаторы охлаждения и патрубки отопителей. А последние часто становятся причиной отказа в работе водяного насоса.

    В системе охлаждения можно использовать только следующие виды воды:
  • дистиллированная;
  • деионизированная;
  • деминерализованная.

  • Базовая жидкость

    Обычно в ее основе лежат спирты – этиленгликоль или пропиленгликоль. У гликоля хорошие смазывающие свойства. Это очень важно для работы клапана и уплотнителя насоса. Температура замерзания чистого гликоля – 12 градусов ниже нуля, а кипения – 196 градусов. В смеси с водой в соотношении 50 на 50 снижает возможную температуру, при которой раствор замерзает, до минус 37, а также повышает максимальную температуру кипения до 129 градусов. Это значительно превышает все показатели воды.

    Вы можете использовать различные соотношения смеси (зависит от климата):
  • 40 на 60;
  • 30 на 70;
  • 35 на 65.
  • Надо придерживаться пропорций, которые рекомендуют производители охлаждающей жидкости (обычно их указывают на упаковке).

    Добавки


    Существует огромное количество добавок, которые подойдут для защиты двигателя. Они нужны для защиты от ржавчины, эрозионных процессов, возникновение накипи и кавитации.
    Добавки необходимы для повышения уровня pH жидкости от кислого до щелочного.
    Вообще существуют три разновидности охлаждающей жидкости – с органическими, неорганическими и гибридными органическими присадками.

    Жидкость с неорганической добавкой

    Срок годности 2 года. В километрах – от 48 до 64 тысяч.

    В составе такой жидкости форуме кислот, но есть соли неорганических кислот – силикаты, фосфаты, нитриты, амины. Эти вещества предотвращают развитие коррозии. Они покрывают металл защитной пленкой.

    С кислотными добавками

    Средний срок годности 5 лет. В километрах – 160 000.

    В составе, кроме солей органических кислот, имеются:
  • карбоксилаты;
  • себацинаты;
  • 2-етилгексанова кислота.
  • Такие предохранители коррозии помогают защитить черные металлы и сплавы алюминия. Но они не способны защитить желтые металлы, например, латунь (используется при пайке). Именно поэтому жидкость с органическими кислотами опасна при использовании старых систем, содержащих латунь.

    С гибридными органическими добавками

    Срок годности от 2 до 10 лет. В километрах – до 240 000.

    В составе такой жидкости лежат как органические, так и неорганические кислотные добавки. Последние необходимы, чтобы покрывать поверхность системы охлаждения. Они создают толстый защитный слой. Однако их эффективность теряется со временем. Неорганические же способны образовывать пленку на любом материале Органические добавки вступают в химическую связь с уязвимыми поверхностями. Они создают тонкий, но очень устойчивый слой в местах, где требуется защита.

    Рекомендации


    Нельзя смешивать охлаждающую жидкость различных типов. Также не нужно смотреть на цвета. Так, ранее на рынке чаще всего существовали антифризы двух цветов – зеленый и синий. Заменять их можно было только по цветам. Теперь производители используют и другие цвета, это не влияет на тип охлаждающей жидкости. То есть невозможно выбрать необходимую жидкость по оттенку.

    Почему нельзя смешивать жидкость


    Смешивание опасно, так как это может стать причиной истощения защитного покрытия и контактов. Возможно даже появление точечной коррозии и ржавчины на металлах. Поэтому компоненты системы выходят из строя.

    Подобное смешивание нередко становится причиной появления химических реакций. Фосфаты и силикаты могут отделиться от раствора, оставив в составе только вещество в форме геля. Вещество такой консистенции забивает радиаторы, насосы, шланги и теплообменники. Даже небольшое сужение прохода (всего на 2 мм) станет причиной снижения эффективности системы на 40%. Во время химической реакции гликоль теряет свои свойства и больше не может защищать поверхность от коррозии. Именно поэтому надо покупать и использовать только ту жидкость, которая подходит для вашего автомобиля. Это указано в инструкции по эксплуатации. Если инструкции нет, можно попросить помощи у специалистов.

    Срок годности антифриза


    Как только производители начали использовать различные металлы для двигателя, появилась потребность создать новые вещества для их защиты. Когда охлаждающее вещество стареет, начинает истощаться и защита, выпадает в осадок. То есть чем больше антифриз работает, тем больше вероятность, что он превратится в кислоту. А последняя, скорее всего, вызовет коррозию двигателя, системы охлаждения и других металлических деталей. Кислота может вступить в реакцию с металлом и создать отложения в системе охлаждения. Последние переносятся по системе, накапливаются в отдельных месяцах, забивают ходы. Это вызывает перегрев деталей.

    Просто посмотреть на срок годности охладителя на упаковке недостаточно. Этот срок сокращается под влиянием различных факторов, например, повреждения прокладки цилиндра. К тому же в жидкость могут попасть вещества, которые повышают ее кислотность. Именно поэтому проверять состояние антифриза необходимо каждое ТО.

    Заземление


    Есть еще одна распространенная проблема, которая приводит к истощению системы, – недостаточное заземление. Если контакты отходят или грязные, это может стать причиной того, что электрический ток ударит батарею (как раз через охлаждающую жидкость, ведь она является хорошим электролитом). Такая реакция станет причиной потери ингибиторов и повышения кислотности.

    Именно эту проблему можно отличить от других, если заметить потемнение металлической поверхности насоса. Также она станет шероховатой.

    Это не всегда заметно, поэтому наличие напряжения в жидкости следует проверять с помощью мультиметра. Сделайте следующее:
  • При работе двигателя в нормальных условиях температуры надо привести отрицательный щуп в контакт с заземлением. Положительный же опустить прямо в антифриз, который находится вверху радиатора. Осторожнее: в системе есть давление. Также нельзя допускать контакта положительного щупа и металлических деталей.
  • Увеличить обороты двигателя на 2000 в минуту.
  • Если прибор показывает ниже 0,3 В, состояние антифриза удовлетворительное. Если напряжение больше, добавки уже истощены и не могут защитить систему охлаждения.
  • Попробуйте определить причину появления тока.
  • Проверьте кабели и шины на наличие повреждений.
  • Убедитесь, что контакты чистые и на них не влияют погодные условия.
  • Промойте систему.
  • Замените антифриз.

  • Проверка кислотности или щелочности


    Для проверки можно использовать лакмусовую полоску или pH-метр. Кислотность или щелочность измеряются в pH. Обычно его диапазон для антифриза составляет 8,5-10,5. Если уровень низкий, жидкость становится кислотой и разрушает алюминий и черные металлы. Если уровень высокий, антифриз становится щелочным и разрушает цветные металлы – медь и алюминий.

    Температура замерзания


    Надо постоянно проверять температуру, при которой охлаждающая жидкость замерзает. Особенно во время проведения технического обслуживания. Ранее ее температуру можно было проверить с помощью гидрометров, но теперь они для этого не подойдут. Сейчас используют рефрактометры. Они позволяют измерить не только концентрацию гликоля, но и уровень заряда, а также плотность электролита.

    Промывки и заполнения


    Если вы промываете систему, запомните следующее:
  • Надо полностью промывать всю систему.
  • После этого можно заполнить ее антифризом.
  • Разбавьте охлаждающую жидкость водой в соотношении 50 на 50. Можно купить уже разведенную смесь.
  • Постарайтесь прокачать систему, чтобы из нее вышел весь воздух. Возможно, для этого понадобится диагностическое оборудование.

  • Передовые методы обслуживания


    Надо предотвращать загрязнение системы и другие проблемы. Своевременная замена охлаждающей жидкости обойдется гораздо дешевле, чем детали системы охлаждения – радиаторы и теплообменники. Внимательно читайте этикетки на упаковках с охлаждающей жидкостью. Там указано, что она гарантирует защиту от коррозии на 5-10 лет. Но это касается только тех случаев, когда вы своевременно промываете систему и регулярно заполняете систему охлаждения.

    Важно, чтобы система охлаждения была чистой

    Компания Gates производит качественную охлаждающую жидкость. Но она также поставляет компоненты для системы охлаждения. Их можно выбрать в случаях, если детали были повреждены при применении несоответствующей или грязной воды. Преимущества того, чтобы использовать чистую систему охлаждения, следующие:

  • Двигатель быстрее прогревается.
  • Снижен расход топлива.
  • Эффективнее отвод тепла.
  • Компоненты служат гораздо больше времени.
  • Доверие клиентов.
  • Уверенность в том, что автомобиль не подведет посреди дороги.

  • Чтобы сохранить систему и предотвратить постоянный ремонт, необходимо своевременно менять антифриз. Также важно, чтобы он был чистым и подходил именно вашему авто. Если у вас возникают проблемы, можно обратиться в сервисный центр – там посоветуют, какое именно вещество подойдет, а также помогут отремонтировать поврежденные компоненты двигателя. Проверяйте качество охлаждающего вещества каждый раз при техническом обслуживании, так как существует очень много факторов, которые могут привести к сокращению эксплуатационных качеств. Также регулярно проверяйте кислотность и щелочность – очень часто эти факторы становятся причиной коррозии металлических компонентов.

    На сайте интернет-магазина Авторадости вы сможете найти большое колличество антифризов от разных производителей, которые обладают высоким качеством. Для более детального ознакомления с асортиментом нашего магазина переходите в каталог антифризов.


    Читать другие новости...

    В вашей корзине
    Корзина пустая
    Информация
    Запрошенная информация не найдена