В вашей корзине
0 товаров на

0 грн.

В чем разница между дисковыми и барабанными тормозами?

27.05.2021
Тормозная система, или, проще говоря, тормоза – это необходимая часть конструкции любого автомобиля. Функций у нее много:
  • снижение скорости;
  • остановка автомобиля;
  • удержание машины на одном месте.

  • Существует множество разновидностей тормозных систем. Сейчас для легкового автотранспорта массовых моделей чаще всего используются следующие:
  • барабанные;
  • дисковые;
  • комбинированные, когда и барабанная, и дисковая системы присутствуют одновременно.

  • У обеих систем много общего, но есть и существенные различия.
    Барабанные тормоза

    Эта конструкция тормозной системы появилась на самой заре автомобильной эры. С тех пор она видоизменялась, совершенствовалась и продолжает массово использоваться по сей день.

    На опорах колес устанавливаются тормозные барабаны, движение которых регулируется фрикционными накладками, расположенными на специальных колодках. В современных автомобилях используется гидравлический привод, поэтому колодки приводятся в движение тормозными цилиндрами.

    При моторе малой мощности система, основанная на тормозных барабанах, отлично справляется с возложенными на нее функциями. Однако для мощных двигателей, разгоняющих автомобиль до 100 км/ч всего за несколько секунд, даже самого совершенного барабанного тормоза может не хватать. Поэтому барабанные узлы встречаются на автомобилях старших поколений, а новейшие модели обычно используют другую систему.
    Особенности работы

    Главная деталь, давшая название всей системе, – это тормозной барабан. Он состоит из круглого, чашеобразного корпуса, выполненного из металла. Внутри расположены колодки полукруглой формы. На колодках имеются накладки, называемые фрикционными. Сам барабан прочно закрепляется на ступице оси.

    Для замедления вращения колес колодки прижимаются к барабану, и сила трения замедляет вращение оси. В результате скорость движения автомобиля падает либо машина полностью останавливается.

    Скорость замедления контролируется педалью. В зависимости от силы и длительности нажатия торможение может быть плавным или резким, а падение скорости – небольшим, значительным либо полным (до остановки).

    Кроме барабана, колодок и накладок, в тормозную систему данного типа также входят следующие основные элементы:
  • тормозной цилиндр;
  • поршни, двигающиеся внутри него;
  • прокачивающие штуцеры;
  • манжеты, которые уплотняют прилегание деталей;
  • стяжные пружины, закрепленные между колодками и удерживающие их в неактивном положении;
  • тормозной щит;
  • стойка, поддерживающая колодки;
  • нижняя опора;
  • тормоз для стоянки.

  • В современных конструкциях также предусмотрен автоматический регулятор.

    В зависимости от числа цилиндров барабанная тормозная система подразделяется на одноцилиндровую и двухцилиндровую. Система с двумя цилиндрами работает более эффективно.

    Схема срабатывания системы выглядит следующим образом:
  • Нога водителя нажимает на педаль, что вызывает повышение давления жидкости, соприкасающейся с поршнями цилиндра.
  • Из-за роста давления жидкость приводит в движение поршни.
  • Поршни растягивают возвратную пружину, которая фиксирует колодки. В результате колодки прижимаются своими накладками к корпусу барабана, в котором они находятся.
  • Когда педаль газа отпускают, стяжные пружины возвращают колодки в исходное положение.

  • Если скорость не слишком велика, то барабанная система работает надежно. Но на очень больших скоростях срабатывание таких тормозов может создавать опасную ситуацию. Плотно прижатые к барабану колодки сильно нагреваются из-за трения. Это вызывает ускоренный износ, а в некоторых случаях даже приводит к немедленному выходу из строя всей тормозной системы.

    Основные достоинства барабанных тормозов

    Система плохо подходит для высоких скоростей, и на новейших легковых моделях она практически не используется. Тем не менее, у нее есть много неоспоримых преимуществ:
  • Низкие цены. Это очень весомый фактор, заставляющий многих автомобилистов отдавать предпочтение именно барабанным тормозам.
  • Металлический корпус надежно защищает внутренние элементы конструкции от мусора, капель воды и агрессивных химических реагентов, летящих с дороги во время движения.

  • Сравнительная простота конструкции и металлический корпус, защищающий движущиеся детали, значительно повышают износостойкость всей системы. Поэтому, несмотря на разогрев во время торможения и другие несовершенства, барабанные тормоза весьма долговечны и могут исправно работать более 150 тысяч километров пробега. В сочетании с низкой стоимостью это делает их очень привлекательными для огромного числа автомобилистов.



    Слабые стороны барабанной системы

    Во время торможения многие движущиеся детали входят друг с другом в физический контакт и сильно разогреваются из-за трения. При высоких скоростях и резком торможении этот разогрев может быть очень значительным. Кроме того, большие площади трущихся друг о друга поверхностей постепенно стираются и меняют свою геометрию.

    Кроме сильного нагрева, к серьезным недостаткам системы относится следующее:
  • Очень резкое экстренное торможение невозможно, так как на срабатывание системы требуется определенное время.
  • Нажимать на педаль тормоза приходится с усилием.
  • При эксплуатации накладки постепенно рассыпаются, и кусочки материала остаются в корпусе барабана.
  • При перегреве трущихся друг о друга материалов во время резкого торможения инициируются химические реакции, сопровождающиеся выделением газов. Эти газы существенно снижают эффективность работы системы.
  • Частицы истертого материала и газы, выделившиеся при перегреве, так и остаются в корпусе барабана. Со временем они накапливаются и ухудшают работу тормозов.

  • Ремонт барабана требует специальных знаний и хороших навыков. Также необходим профессиональный инструмент.
    Дисковые тормоза: основное устройство

    Дисковая система впервые была использована в авиации. Постепенно, с развитием и удешевлением технологий подобные конструкции проникли и в автомобилестроение.

    Вначале дисковые системы стали устанавливать на гоночных машинах, потому что именно такие автомобили двигаются с максимальными скоростями и нуждаются в наиболее совершенных тормозах. Чтобы стать победителем, гонщику важно подходить к поворотам, которыми изобилует трасса, на большой скорости, и притормаживать только в последние секунды. Барабанная система к таким маневрам не приспособлена, а дисковые тормоза хорошо справляются с задачей. Сегодня большинство новых моделей автомобилей оснащается именно этой тормозной системой.

    Основные детали узла:
  • собственно диск;
  • суппорт – единственная подвижная деталь во всей системе;
  • тормозные колодки;
  • цилиндр;
  • поршень;
  • уплотнительная манжета.

  • Поршни и колодки с фрикционными накладками размещаются внутри суппорта, а сам суппорт имеет возможность совершать небольшие перемещения относительно диска.

    По тому, как установлен суппорт, тормоза подразделяются на два типа:
  • с фиксированным;
  • с плавающим суппортом.

  • Сами диски тоже могут быть разными. Их изготавливают из чугуна (большинство моделей), нержавеющей стали, керамики. Также есть карбоновые модели – у них отличный коэффициент трения, они легкие, но их стоимость высока.

    Материал колодок тоже бывает разным. Асбестовых лучше избегать, так как они вредны для здоровья и для окружающей среды. Самыми качественными считаются колодки из органических материалов, но цены на них несколько выше средних.

    Функционирование дискового тормоза напоминает барабанную систему. Так же, как и в предыдущем случае, при нажатии на педаль тормоза гидравлика приводит в движение поршень, который воздействует на колодки. Последние прижимаются к диску и в результате силы трения уменьшают частоту вращения оси. Скорость движения автомобиля снижается.

    Дисковая система действует значительно эффективнее и безопаснее, чем барабанная, несмотря на довольно большое сходство функционирования и на использование силы трения.

    Трение, за счет которого осуществляется торможение, неизбежно вызывает разогрев соприкасающихся деталей. Оно особенно сильно выражено, когда автомобиль двигается со скоростью более 100 км/ч. Но дисковая система снабжена специальной вентиляцией, которая обеспечивает ускоренное охлаждение. Большая часть механизма не заключена в металлический корпус (как это сделано в случае барабанной системы), а оставлена свободной. Поэтому при движении автомобиля поток воздуха выступает в роли охлаждающего вентилятора.
    Преимущества

    Как бы ни были хороши барабанные тормоза, но для тех, кто хочет безопасно двигаться с большими скоростями, все же значительно больше подходят дисковые.

    К главным достоинствам дисковой системы относится следующее:
  • малый нагрев деталей даже при экстренном торможении – набегающий поток воздуха работает как мощный охладитель;
  • залипание тормоза происходит значительно реже, чем у барабанной системы;
  • отличная совместимость с новейшими системами, которыми оснащаются автомобили;
  • поскольку узел открытый, система легко поддается очистке;
  • упрощенное техническое обслуживание.
  • Дисковая система хорошо поддается ремонту. Сравнительно легко можно заменить практически любые изношенные детали – для этого не требуется ни специальных знаний, ни особой сноровки.

    Слабые стороны дисковой системы

    Открытость и отсутствие корпуса является одновременно и достоинством, и недостатком:
  • Диск обдувается воздухом и не нагревается, но на него быстро налипает грязь.
  • Очистить диск можно легко только с внешней стороны. Для чистки внутренней стороны требуется профессиональная помощь.
  • Сильные, стойкие загрязнения вызывают повышенный износ колодок и ухудшение работы тормоза. В среднем дисковые тормоза быстрее утрачивают свою функциональность, чем барабанные, поэтому они чаще нуждаются в замене. При этом их стоимость ощутимо выше.
  • Резкое торможение на большой скорости при влажной погоде, когда много луж, может привести к тому, что диск лопнет. Температура диска повышается довольно сильно, и холодные брызги воды могут вызвать появление глубоких трещин.
  • Езда по плохим дорогам губительна для многих моделей дисковых тормозов.
  • Если использовать дешевые неоригинальные детали низкого качества, система будет скрипеть и издавать неприятные звуки.

    При установке дисковых тормозов нужно быть готовым к тому, что колодки для передних колес придется меня уже через 30 000 километров пробега, а полная замена ротора потребуется примерно через 70 000 км. Замену колодок рекомендуется делать одновременно для обоих колес.

    Что выбрать?

    Современные автомобилисты имеют возможность воспользоваться преимуществами обеих тормозных систем. Одна из самых распространенных схем для легковых автомобилей заключается в следующем: для передних колес, на которые приходится больше нагрузки, выбирается дисковая система, а для задних колес – барабанная. Это позволяет выполнять безопасное торможение на высоких скоростях и продлевать ресурс более дорогой дисковой системы.

    Грузовики и автобусы по-прежнему оснащаются неприхотливыми барабанными тормозами. Для них это полностью оправданно, так как подобные транспортные средства не развивают большую скорость, и им вполне хватает возможностей дешевой и надежной барабанной системы.

    Новые легковые машины, обладающие небольшим весом и способные развивать скорость более 130 км/ч, сходят с конвейера только с дисковой системой. Это связано с тем, что с такими скоростями барабанные тормоза не справляются.

    На сайте интернет-магазина Авторадости в каталоге тормозных дисков и барабанов вы сможете подобрать необходимые детали индивидуально для вашего автомобиля. Приятных покупок!


    Читать другие новости...

    В вашей корзине
    Корзина пустая
    Информация
    Запрошенная информация не найдена